Каркассон - от истории до наших дней


Поезд прибыл около одиннадцати. В это время мир уже спал в ночной прохладе. Фонарно-желтый свет укутывал пустынные улицы нижнего города. Брусчатые мостовые расползались в разные стороны и словно растрески на каменных стенах, истертых временем домов, уходили в темноту. Мы проехали несколько кварталов никого не встретив. Нужно было искать ночлег. Наконец, чуть впереди, из сумрака какого-то затихшего бара выбрел забытый жизнью музыкант с зачехленной гитарой. Мы поравнялись и, спешившись, поболтали об окружающем мироздании и возможностях переночевать в этом мире. В подробностях, акцентируя наше внимание на каких-то важных для него деталях, он поведал где, по его мнению, может находится табличка, указующая направление на ближайший кемпинг. У него был рассеянно-хмельной взгляд и детская наивная улыбка. Мы взяли ориентир на этот кемпинг и проехали минут пятнадцать прежде, чем вновь повстречали нашего знакомца-музыканта. Он шёл практически нам навстречу всё так же улыбаясь. Приятно, что ни говори, повстречать мало-мальски знакомого человека в незнакомом городе! Тем более готового тебе хоть чем-то в этой жизни помочь. Поэтому читайте текст внимательно, а ещё лучше запоминайте.
Прежде всего нужно выбраться за пределы городской стены (нижний Каркассон опоясан крепостной стеной ), как Вы это сделаете - решайте сами, затем надо будет проехаться по набережной реки Од (предварительно повернув ну, например, налево), взобраться на каменный пешеходный мост с фонарями (очень важный ориентир!), обомлеть в этом месте от панорамного вида, стоящей под тяжестью черного неба в освете пылающих софитов нагорной крепости. Каркассон, перебраться на ту сторону реки и, скатившись на набережную, устремиться по дороге, уходящей налево (если смотреть с моста, то эта дорога будет называться уходящая направо). Двигаясь таким образом, через километра два с копейками, велика вероятность добраться до кемпинга.

На ресепшене в столь поздний час никто не ожидал нашего визита. Проехав вглубь территории, мы выбрали место, разбили палатку, поужинали питательными макаронами с тертым бофором, употребили теплый душ и завалились спать, уподобившись всем прочим честным гражданам.

И пока все честные граждане спят, я, с Вашего позволения, немного расскажу Вам о Каркассоне. Было это очень, очень давно.......

Во времена оные, когда те, которых ещё поименуют вестготами не устремили взоры и стопы свои на запад от великих степей, когда Солнце светило Вечному городу и тень от него накрывала и британские острова и мавританское побережье, когда всему мерилом и пределом было Римское право...... здесь, подобно многим другим провинциям, стояла деревянная оплотная крепостушка римской когорты.

Вестготы смели её, не распаляясь. Но то ли место было здесь удобное, то ли виды окрест красивые, однако на камнях этой пожженной крепостушки они же выстроили свою крепость и на ближайшие три столетия сделали ее своим базовым центром...

По их времени пришли сарацины и то же правили тут: вершили, расширяли и строили, пока и их черед не вышел...

От них осталась камням такая легенда...

В правление сарацинского царя Балаака подступило к стенам огромное войско франков. Пять лет они успешно осаждали крепость, так, что не было защитникам уже никакого спасения. И, когда последние воины, включая Балаака, пали - кто от ран, кто от голодного мора, на стены цитадели взошла супруга погибшего царя. Она расставила у амбразур деревянные фигурки, облаченные в доспехи воинов, несколько дней носилась по стенам, пела боевые песни и стреляла из лука. Поняв происходящее и в немалой степени поразившись такой оконцовке событий, правитель франков (благо звали его не або как, - а Карл Великий) снял осаду с крепости и отошёл восвоясье. Уходя по дороге на север, франки неожиданно услышали трубный глас, возвещавший о чьей-то победе." Что это?"- удивился Карл. " Карга (старая) зовёт!" - отвечали ему.

Отсюда и повелось название "Carcason". А изображение Дамы Каркас сейчас в Каркассоне в музее можно увидеть - такая даровитая широкопустная женщина из камня, на манер богини плодородия.

Так или иначе, но Каркассон вместе с провинцией Лангедок вошёл в состав империи Карла Великого и дальше управлялся дворянскими династиями. Сначала это были графы Тулузские, потом клан Транкавелей. При последних Каркассон достиг своего расцвета. Через Лангедок потянулись караванные пути с востока, началось масштабное строительство и, как обычно пишут в школьных учебниках истории, стали развиваться науки, прикладные ремёсла и искусства. Цвели виноградники. По дорогам из города в город шатались трубадуры, распевая на все лады "милая моя.." и разнося по свету баллады о прекрасных девах и благородных рыцарях. Устраивались турниры, песенные состязания, карнавалы. И пока папы римские из века в век, во славу церкви и во отпущение грехов, посылали панцирных крестоносцев на бойню ко святой земле, тут сложились предпосылки для нового теософского мировоззрения.


Некий лионский купец по имени Пьер Вальдо опубликовал перевод Библии с латинского официального языка католической церкви, на котором повсеместно (и по ныне) ведуться богослужения, и не доступного для понимания обычному люду, на разговорный язык. Появилось немало подвижников, готовых нести слово божье в народные деревенские массы, не прибегая к посредничеству католической догмы и находясь вне её церкви. Течение это поименовалось "вальдеанство". Рим заклеймил его, как злоязыкую ересь. Однако среди простых обитателей Лангедока оно широко распространилось. И не смотря на то, что католические церкви имелись повсеместно и не разрушались, например, от ожесточения сердец инакомыслящих, есть свидетельства, что службы в них не велись по тридцать с лишним лет, из-за отсутствия прихожан.

Но то было среди крестьян. Вместе с восточными торговыми караванами в среду городских обывателей и дворян просочились примудрости о единсте и борьбе противополжностей. Беспокойные умы вывели для себя, что Бог, - создатель сущего, доброго и духного мира - далек и путь к нему труден; а нами правит дьявол - князь материального мира. Войны, алчность, беззаконие, властолюбие и жестокость - всё суть его проявления. И о, ужас! о, богохульная крамола! - выходит так, что и Римская Церковь со своими индульгенциями, с крестовыми походами, с инквизицией, со своими поборами, с богатыми поместьями,со своей роскошью - стоит ближе к власти тьме, чем к свету праведности.

Так появилось учение " чистейших", т.е. катар (или иногда называемых альбигойцами). Катары, достигшие совершенства вели суровую аскетическую жизнь, уподобляясь первым христианам. Вместе с тем, они отвергали вариант божественной сущности Христа, признавали все церковные таинства обманом ( кроме, конечно, своего таинства "утешение" ), преклонялись не кресту-распятию, - орудию пыток в Древнем Риме, а Солнечному Кресту. Вещали опасные словеса, на подобии "Мир вечен и бесконечен!" и "Да не прольётся кровь!".

Само собой, долго такое продолжаться не могло. Папа Иннокентий III отправил в Лангедок 200-тысячную армию для очистки народонаселения от скверны. Началась резня. Только в районе города Безье было убито 20 тысяч крестьян. У некоего аббата, шедшего с войском, солдаты спросили: "Как нам поступать, кое-кто из них говорит, что они католики?" И он ответил: "Бейте всех, Господь своих узнает".

Правитель Каркассона юный граф Транкавель провозгласил, что даёт приют, хлеб и защиту всем гонимым. Осада Каркассона длилась двенадцать дней. Когда Транкавель выехал на переговоры с осаждающими, его в нарушение кодекса чести пленили. Через несколько месяцев он умер в цепях в подвале своего бывшего шато Комталь, а правителем Каркассона стал его визави барон де Монфор, предводитель крестоносцев...

Альбигойские войны длились ещё 35 лет, пока не пал последний катарский оплот высокогорный замок Монсегюр. Его защитники взошли на костер инквизиции. Но не задолго до своего поражения им удалось вынести из замка и спрятать свои сокровища. По легенде одним из этих сокровищ был Сан-Грааль...

Каркассон отошёл французской короне и сделался цитаделью инквизиции. Здесь обосновался орден доминиканцев. Была возведена Башня Инквизиции. 400 последующих лет проводились акты очищения от ереси. Теперь в Каркассоне есть любопытный музей, посвященный истории инквизиции.

Возвращаясь из изгнания, люди устраивали свои дома не в крепости, а на противоположном берегу реки Од. Со временем тут вырос город, который обнесли стеной.

Когда границы Французского королевства отодвинулись на юг, значение крепости Каркассон, как стратегической базы перестало быть актуальным.Начался ее упадок.Крепость пришла в запустение и разрушалась.

В XIX столетье власти под влиянием общественного мнения приступили к ее реконструкции.

Теперь Каркассон - это грандиозный памятник Средневековью. И вместо франков и сарацин ежедневно его осаждают толпы туристов. Здесь снимались исторические фильмы, такие как "Жанна д'Арк" с М.Йовович и "Пришельцы" с Ж.Рено.

14 июля парижские коммунары отмечают здесь День взятия Бастилии. А в начале августа проводится масштабное празднование в честь самого Каркассона.